Изменённые состояния сознания
Измененным состоянием сознания (ИСС) считается любое психическое состояние, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами, которое субъективно распознается самим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании.

Наиболее ранней формой фиксации и развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния, известные под названиями «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса, например в процессе проведения шаманского обряда камлания и т. д. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в «народной» культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др.

В области психиатрии измененные состояния или пограничные состояния сознания рассматривается как особые состояния сознания, к которым относят: гипноз, транс, медитацию, аутогенное погружение, состояния в период засыпания/просыпания и т. п.

Измененные состояния сознания — термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

Вслед за Юнгом, придавшим огромное значение духовным измерениям психики, Р. Ассаджиоли интерпретировал многие из явлений, которые официальная медицина считает психопатологическими, как сопутствующие духовному раскрытию. А. Маслоу на основе широких исследований многих мистических (или «пиковых», «вершинных» по его определению) переживаний опроверг традиционное психиатрическое воззрение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к самоактуализации. Подобные «положительные» состояния стали называться «расширенными состояниями сознания» (РСС).

С. Гроф, исследуя РСС, возникающие при применении ЛСД25, объединил в четыре основных типа переживания, сходные по смыслу, глубине, эмоциональной и сенсорной модальности:

1. Изменения в восприятии окружающих объектов, абстрактные и эстетические переживания и фантазии, характеризующиеся специфической стимуляцией сенсорных модальностей — кинестетической, слуховой, зрительной.

2. Биографические, включающие комплексы эмоционально значимых воспоминаний и символические переживания, которые можно расшифровать в рамках теоретических схем Фрейда и Адлера.

3. Перинатальные — переживания, связанные с повторным проживанием биологического рождения и конфронтацией со смертью. Этапы рождения и смерти связаны, по Грофу, в «системы конденсированного опыта" — динамические сочетания воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивными телесными ощущениями одного и того же типа и другими элементами.

4. Очень широкий спектр трансперсональных переживаний, включающий архетипические переживания, паранормальные явления, глубокие мистические прозрения.

Большим разнообразием отличается эмоциональная сфера РСС. Направленность многих психотехник — прохождение личности через катарсис, часто связанный с повторным переживанием психологических и физических травм, к ощущению «океанического экстаза», «вселенской любви». Вот как описывает это состояние Уолт Уитмен: «И вдруг на меня снизошло простерлось вокруг такое чувство покоя и мира, такое всеведение, выше любой человеческой мудрости, и я понял… что Бог — мой брат, и что его душа — родная мне, и что центр Вселенной — Любовь».

Многими исследователями также отмечаются: гипермнезия в сфере памяти (причем превалирует моторная, эмоциональная и образная память), специфические искажения восприятия времени — его «сжатие» или «уплотнение». По возвращении в обычное состояние сознания (ОСС) часто отмечается преобразование ведущих мотивов, трансформация личностных черт, определяющих отношение к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью. Погружение в РСС имеет избирательное влияние на различные качества личности. По данным В. Козлова, в результате сеансов «свободного дыхания» было отмечено снижение тревожности у 97 процентов испытуемых. У большинства испытуемых выросли качества, связанные с самоценностью и уверенностью в себе.

ИСС могут:

1) иметь различные формы, которые представляются как:
· необычные эмоциональные переживания,
· галлюцинации,
· изменение восприятия времени и пространства,
· явление деперсонализации,
· множественной личности

2) быть следствием воздействия на тело и психику следующих агентов:
· травм тела и души,
· заболеваний телесных и душевных,
· отравлений,
· утомления тела и души,
· длительного голодания

3) вызываться искусственно с помощью:
· ритмических движений тела (в практиках суфизма),
· повторяющихся слов и выражений (в практиках исихазма),
· гипервентиляцией легких (С.Гроф), или задержкой дыхания,
· наркотиков, психоделиков и др.
· фармакологических средств, алкоголя и др.,
· экстремальных условий (горы, подводное плавание и др.),
· длительной изоляцией (отшельничество), или сенсорной депривацией

4) быть источником творчества, вдохновения и озарений в искусстве, науке и религии, началом появления и развития новых способностей, в том числе и экстрасенсорных (телепатия, ясновидение, предвидение и др).

Такие простейшие формы ИСС (напр., алкоголизация или наркотизация) эффективны главным образом в подавлении контрольно-нормативизирующих центров сознания и лишь в редких случаях способны выйти на трансперсональный уровень визионерского опыта. Здесь такой опыт ограничивается, как правило, «выгребанием мусора из подсознания».

Методы ИСС, основанные на беспсихотропном наведении транса: от Свободного дыхания до практики восточных медитаций и от спонтанных галлюцинаций до молитвенного транса лежат, главным образом, в русле прогрессивного вектора. Здесь посредством достижения ИСС перед субъектом раскрываются нереализованные в рамках исходной культурной системы возможности. Сам же субъект воспринимает эти формы как иную реальность. Характерно, что субъект визионерского опыта, как правило, не находит слов и вообще подходящих знаковых форм для его непосредственного адекватного описания. Затем, однако, язык описания находится. Такого рода «перевод», сведение неизвестного к известному неописуемого к описанному есть один из механизмов культуры, широко используемый в тех или иных подсистемах: религии, оккультизме, мистических и магических практиках, эзотерических учениях, идеологии и т. д. Таким образом, открываются обширные перспективы использования РСС в западной культуре. С этой точки зрения, очень плодотворным оказывается обращение к восточным философско-психологическим учениям.

Практика ИСС актуальна всегда и для всех культур. Всплески практик ИСС особенно характерны для эпох цивилизационных сломов и динамичных инновационных скачков, когда «терапевтическое» воздействие традиции на человека ослабевает.

Таким образом, для субъекта такого рода ИСС — своего рода «экскурсия» в мир нереализованных возможностей, лежащих в ином по отношению к его исходной культуре пространстве, а для самой культуры — источник инновационного материала, который расширяет ее границы.
Made on
Tilda